четверг, 9 июля 2020 г.

"Укрощение коня" : "притча русским царям"

"Укрощение коня» - 4  скульптурных группы на Аничковом мосту в Санкт — Петербурге.

Юноша ведет необъезженного коня . (1) Но конь вдруг вздымается и повергает человека на землю. (2) Юноша приподнимается, опираясь на правое колено, натягивает узду сильной рукой. Усмиряет коня. (3) Человек уверенно ведет коня, уже подкованного и накрытого попоной. (4)

В бесчисленных монографиях, справочниках, путеводителях описывается эта борьба человека и стихии. Петр Карлович Клодт создал эти замечательные скульптуры в середине XIX века. С тех пор мы так воспринимаем его задумку.



Но вот появляется человек и говорит: «Все было наоборот».  И  мы обращаем к нему взоры.

Так происходит в фильме «Петербург. Только по любви», созданном группой женщин-режиссеров в 2016 году. Не уверена, что вы видели этот фильм, но, если и вас заинтриговал комментарий: «Все было наоборот», найдите среди семи новелл фильма новеллу "Аничков мост". Она длится всего 14 минут. («Петербург. Только по любви. Аничков мост», пятая по списку).

https://yandex.ru/video/preview?filmId=8464567308107226080&text=петербург%20только%20по%20любви%20аничков%20мост&path=wizard&parent-reqid=1594357546493375-670719679026754273600311-production-app-host-sas-web-yp-140&redircnt=1594357608.1

В 14-минутной новелле англоязычная группа экскурсантов знакомится с нашей знаменитой композицией "Укрощение коня", расположенной по 4-м углам Аничкова моста на Невском проспекте.


Кадр из фильма «Петербург. Только по любви». В роли экскурсовода Полина Кутепова

Многие из нас побывали на экскурсиях в Санкт-Петербурге и его пригородах. Наверное, вы согласитесь со мной, что речь петербургских эксурсоводов отличается высоким чувством языка, слога, безупречной культурой. Возможно, вы, как и я, наслаждались не только видами за окнами автобуса, но и грамотной русской речью.

Но в киноновелле режиссера Натальи Кудряшовой «Аничков мост» экскурсовод Марина (актриса  Полина Кутепова) не совсем такая. Молодая, старательная, неконфликтная, но усталая, даже отстраненная. И вдруг в экскурсию вмешивается некто, возможно, даже не из ее группы, и опрокидывает ее устойчивость в созданном ею мирке.

Кадр из фильма «Петербург. Только по любви». Актер Джеральд Огер


Внешность заявившего «все было наоборот» напоминает индейца. Сколько фильмов с мудрым Чингачгуком просмотрели мы в свое время?! Может, это он телепортировался в XXI век?

«Человек вел объезженного и обузданного коня. - Объясняет   безымянный герой канадского актера Джеральда Огера. - Но стихию нельзя обуздать. Человек услышал вселенский гул, вибрирующий в душе мустанга. Тем не менее безумец решил совладать. Ничего не вышло, конь вырвался, человек упал. Питер Клодт оставил притчу русским царям: стихия обуздывается лишь на время. Надолго с ней не совладать».



Марина еще пытается защитить общепризнанную версию,  с честью уводит группу в автобус, но сказанные индейцем лично ей слова «любовь ушла из твоего сердца, ты видишь только буквы, но буквы лживы», задели  за душу.

Вместе с ней озадачен и зритель. Что, если мы зря надеемся на могущество человека? Что, если стихия может выйти из-под контроля?

Каждый видит в искусстве что-то свое, ему понятное, его тревожащее, по своему пытается понять замысел Творца. Но стоит ли считать собственное восприятие единственно верным?


Комментариев нет:

Отправить комментарий