среда, 11 ноября 2020 г.

"Вопросы про домашнее задание...меня пугают"


 "Вопросы про домашнее задание в российской системе образования пугают меня больше всего». Так отвечает маме семиклассника Учитель Дима Зицер, учитель литературы с большим стажем, ведущий передачи "Любить нельзя воспитывать" на Петербургском радио. На основе своих передач он издал книгу "Учеба. Учиться всегда пригодиться?"

Дима Зицер. Учиться всегда пригодится? Учеба. На педагогической волне. - С.- П., М., Екатеринбург, Воронеж, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Минск, 2021.

Если Диму Зицера домашние задания пугают, то как же они уже напугали меня. Так случилось, что я снова учусь, На этот раз в пятом классе.

Собственные дети учились давно, в советской школе. Теперь за давностью лет мне кажется и проблем никаких не было. Но сыновья и были сильными, без труда получили высшее образование, один даже ученую степень.

Сейчас все иначе, плюс короновирус, который усугубил все проблемы и родителей, и учителей.


«Поскольку мы живем не в идеальном мире, давайте подумаем, что нам делать с этим домашним заданием. Мне кажется, что нужно сделать все, чтобы оно доставляло удовольствие». (Дима Зицер).

Да, есть такие мудрые учителя, которые так и делают. По математике мы «крепкие» троечники (этот предмет не для всех), но д/з делаем с удовольствием. Заданий немного, и все они рассчитаны не на операцию  с цифрами, а на разгадывание, как все решить легко и просто, выведя за скобки определенные числа.

Не могу не вспомнить собственные учебные вечера с примерами во всю ширину учебника «Арифметика». Иногда пример продолжался даже на следующей строчке. Ошибешься один раз, не сойдется с ответом в задачнике — начинай все сначала. Что мне дали такие задания? Не знаю. Помню только море слез. По характеру я человек ответственный, что ни есть хорошо, поэтому пока мой ответ не сходился с ответом в задачнике, спать не ложилась.

Есть и еще приятный момент в нашей современной семейной практике. На днях по предмету «Технология» внучка приготовила омлет по всем правилам, продиктованным учителем на уроке. Такого вкусного омлета я еще не ела!


Но это исключение из правил. По рекомендуемым нормам  работа пятиклассника не должна превышать двух часов в день. Добавим к этому 6 часов в школе. Комментарии, я думаю, не нужны.

Помню, когда-то широко обсуждался вопрос о том, чтобы на выходные домашние задания не задавались. Оказывается, все разговоры давно «канули в Лету». По Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г, в статье 31  закреплено право детей на отдых. Каникулы по закону — это время отдыха, а не работы над домашним заданием.


Лично я хотела бы пройтись по музеям или местам, которые помогли бы лучше усвоить школьный материал, эмоциональней его понять, выйти за пределы учебника истории, ведь программа пятого класса, самая увлекательная, полусказочная, полумифическая во всей школьной программе. Дополнительно позаниматься самой или обратиться к репетитору по тем моментам обучения, которые трудны или плохо усвоены ребенком.

Но у меня нет времени, ребенок должен побыть с собой, со своими сверстниками, ибо отдых — это прогулка и общение с себе подобными. Утром в школу ребенок должен прийти отдохнувшим.

А еще я думаю, что чем сложнее дается ребенку обучение, тем более он должен искать в себе увлечения, способности, которые помогут ему жить в будущем.


«Отсутствие домашнего задания — тренд сегодняшнего образования, - утверждает Дима Зицер, - и в России есть такие школы».

Есть и страна, в которой  домашнее задание не приоритетно.  Это Финляндия.

"Средний пятиклассник в США каждый день тратит 50 минут на выполнение домашнего задания. Ученики в Финляндии редко получают домашнее задание пока им не исполнится 13-14 лет. При этом примерно 2 из 3 учеников  потом продолжают обучение (идут в колледж), и это самый высокий показатель в Европе".

Я не против домашних заданий. Наверное, сказывается многолетняя привычка. Я за то, чтобы домашнее задание хотя бы укладывалось в нормы вышеуказанного Сан-Пина. Не более 2-х часов. Если это 5-6 предметов, то и время на подготовку должно расчитываться соответственно(120 минут: 6). И рассчет должен идти не на отличников, а на среднестатистического ученика. Разве это не логично?



Недавно внучка показала мне сообщение в своем телефоне: "Учебный год как беременность: длится 9 месяцев, а тошнить начинает уже со второй недели". Мы обе посмеялись.



Дай Бог, чтоб  мы не утратили способность смеяться в борьбе за успеваемость!











Комментариев нет:

Отправить комментарий